История открытки в России

История открытки в России

♥ ЗОЛОТОЙ ВЕК РОССИЙСКОЙ ОТКРЫТКИ ♥

Золотой век российской праздничной открытки наступил в конце XIX века и продолжался до 1914–1917 годов. Открытка испытала на себе все новые технологии и модные стили, отразила все политические потрясения и достижения культуры. К сожалению, не известно точно, в каком именно году в России появилась самая первая иллюстрированная карточка, то есть открытка. В истории российских открыток много белых пятен, но некоторые важные этапы вполне можно назвать.

Первые почтовые карточки (или открытые письма) появились в России в 1872 году, немного позднее, чем в Европе. Изготавливать их (или размещать заказы на изготовление в типографиях) могли только организации Министерства почт и телеграфов Российской империи. Частным организациям изготавливать бланки открытых писем было разрешено только через двадцать лет. На этих карточках не было иллюстраций — на одной стороне предусматривалось место для написания адреса, наклеивания марки и почтового штемпеля. На другой можно было писать сообщение — то есть оформлялись российские почтовые карточки точно так же, как немецкие, французские, испанские. Интересно, что практически сразу пришлось снабдить почтовые карточки припиской: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает». Был даже издан специальный документ, в котором объяснялось появление этой фразы. Мол, новый вид отправлений породил новую проблему: некоторые авторы писали (а подчас и рисовали) такие гадости, что сотрудники почт краснели и едва ли не падали в обморок. Когда все письма писались на обычной бумаге и пересылались в конвертах, этой проблемы не было — ведь содержания написанного попросту не было видно. Так что же делать? Вот и поместили на бланках открытых писем фразу о том, что за все написанное отвечает только отправитель. А еще через некоторое время на уровне Министерства внутренних дел было принято решение дозволить сотрудникам почтовых отделений проверять содержание открытых писем и отказывать в отправке в случае явно неприличного содержания.

♥ ИЛЛЮСТРАЦИИ НА РОССИЙСКИХ ОТКРЫТКАХ ♥

Большинство исследователей сходится во мнении, что произошло это только в 1895 году, когда россияне смогли приобрести почтовые карточки, украшенные фотографиями самых красивых видов Москвы. Рождественские же открытки появились и того позже — в 1898-м, когда Община святой Евгении выпустила несколько благотворительных праздничных открыток, оформленных известными художниками. Эти даты упоминаются во множестве документов того времени, в том числе и в тех, которые издавались непосредственно почтовыми службами.

 

История открытки в России
корпоративные подарочные наборы с открытками Метелица

Уже в 1872 году, когда в России ввели почтовые карточки, была выпущена небольшая серия таких карточек, оформленная художником Николаем Николаевичем Каразиным (1842–1908). Упоминания об этом есть, а вот открыток нет. Вернее, до наших дней в коллекциях и музеях сохранились открытки, дизайн которых создавал именно Каразин, но они относятся уже к гораздо более позднему времени. Получается, что до середины 1890-х годов в Российской империи открыток — то есть иллюстрированных почтовых карточек — вообще не было. В России открытки, судя по всему, до этого времени не изготавливались. Но это не значит, что россияне не были с ними знакомы.

Дело в том, что многие предприниматели завозили поздравительные открытки из-за границы. Выбирали, конечно же, в первую очередь те, на которых не было никаких надписей — но зато была красивая яркая картинка. На этих открытках делали надпечатку: например, «С Новым годом!» или «»С Рождеством Христовым!» – и выпускали в продажу. Есть упоминания и о том, что иногда открытки для российских торговцев печатали за границей на заказ. Конечно же, стоили они дорого и количество их было невелико, но, видимо, в 1890-х годах они уже были в России хорошо известны. Кроме того, с середины XIX века в России  бурно развивается художественная фотография. В крупных городах появляются фотоателье: одно из первых принадлежало придворному фотографу Сергею Львовичу Левицкому. Именно он начал использовать приемы, которые по сей день являются основой художественной фотографии: искусственные фоны, ретуширование, вспомогательные предметы для создания сюжетной съемки. Его фотопортреты, на которых были представлены члены правящей семьи, знаменитые художники, политики, писатели, пользовались огромной популярностью. Во многих фотоателье можно было не только заказать свой собственный портрет или портрет своей семьи. Можно было также приобрести фотографические карточки с изображением красивых пейзажей, городских видов, изящных дам и галантных джентльменов, милых щенят, котят… А потом либо оставить это фото себе, подарить близким людям либо написать на нем поздравление (или просто записку из нескольких слов) — и отправить по нужному адресу. В музеях и архивах сохранились подобные фотокарточки. Это, конечно, не открытки в прямом смысле слова — они изготавливались не почтовым ведомством и не типографиями по заказу почты, да и пересылались, видимо, все же в конвертах. Но такие карточки часто играли роль поздравительных открыток.

История открытки в России
подарочные конверты для денег Метелица

Например, уже в 1860-х годах в столицах были хорошо известны и пользовались популярностью серии фотографий, выполненные Вильямом Карриком, британским подданным, который большую часть жизни провел в Кронштадте и Санкт-Петербурге. Он окончил Академию художеств, получил образование архитектора, но гораздо больше его привлекала фотография. Совместно с фотографом Джоном Макгрегором он открыл фотоателье на Малой Морской улице и вскоре добился большого успеха: представители знати заказывали ему свои портреты, а популярные художники платили за съемку картин. Подобные репродукции довольно бойко распродавались и также вполне могли играть роль открыток.

Очень известной стала серия фотографий Каррика «Русские типы», на которых были запечатлены представители разных профессий, встреченные им на улицах Санкт-Петербурга: фонарщики, дворники, торговцы вразнос. Фотографии тиражировались, расходились по всей империи.

В конце XIX века появляются новые способы полиграфии, которые давали возможность получать очень сложное и при этом аккуратное изображение с плавными переходами цвета. Так, в 1890 году начал использоваться новый способ печати, по имени изобретателя — полиграфиста Ивана Ивановича Орлова — названный орловской печатью. Правда, использовали его в первую очередь для изготовления денежных знаков. При этом способе краска с нескольких форм подается на общий шаблон и только после этого — на предназначенную для печати поверхность. Это позволяет создавать линии и узоры с невероятно точным и тонким совмещением нескольких цветов.

история первой открытки в России