♥ ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ ♥
Идея украшать некоторые почтовые карточки иллюстрациями появилась практически одновременно с самими карточками. Но в какой стране это произошло впервые — судить сложно. Точно известно, что в 1870–1871 годах иллюстрированные карточки (почтовые открытки) в мире уже печатались тысячами. По одной из версий, коммерсанты, изготавливавшие их, просто подсмотрели идею у солдат, которые во время Франко-прусской войны отправляли домой обычные карточки, украшая их собственноручными рисунками. За изготовление открыток принялись многие предприятия. Почтовые службы уже далеко не всегда контролировали процесс, типографии ориентировались в первую очередь на вкусы покупателя, желавшего видеть и покупать яркие, привлекательные, необычные открытки. Но все же сотрудники почт имели право отказать в пересылке, если приобретенная вами открытка не вписывалась в стандарты.
♥ РОДОНАЧАЛЬНИК РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ОТКРЫТКИ ♥
Отцом американской рождественской открытки называют издателя Луи (Луиса) Пранга (1824–1909). Начинал он с издания книг и изготовления гравюр и репродукций популярных произведений искусства, а в начале 1870-х годов начал производить открытки. Не только рождественские с традиционной символикой: на открытках Пранга можно было увидеть пейзажи и городские панорамы, карикатуры и жанровые сценки. Также его предприятие изготавливало валентинки — в основном тоже в формате открыток.
Период британской истории с 1830-х годов по начало ХХ столетия принято называть викторианской эпохой — в честь королевы Виктории, правившей государством более шестидесяти лет. В английской культуре тогда царили строгие нравы: все должно было быть чинно и прилично. Главными человеческими добродетелями считались трудолюбие, набожность, честность. На викторианских английских открытках 1870–1880-х годов часто можно увидеть очаровательных румяных и золотоволосых детишек: они изображали ангелов, наряжали елку, играли с котятами, собирали пышные букеты на ярко освещенной солнцем поляне. Карамельно-нежная цветовая гамма этих открыток и тонкость исполнения рисунка принесли им множество поклонников, хотя сюжеты были довольно слащавыми и разнообразием не отличались.
Были среди викторианских открыток и весьма оригинальные! На них можно было увидеть лягушек, танцующих с жуками-носорогами, мышей, кровожадно охотящихся на кота, кур и петухов, катающихся с горы на санках, детей, сидящих почему-то в кастрюле с супом. Рождественского в этих сюжетах было мало. Но почему подобные открытки вообще появлялись? Объясняют это так. Во-первых, жесткие рамки викторианской морали часто начинали тяготить художников. И они давали волю фантазии. А во-вторых — популярное рождественское пожелание звучит как «Merry Christmas!», что переводится не только как «Счастливого Рождества!», но и как «Веселого Рождества!». И такие абсурдные рождественские открытки — это всего лишь проявление своеобразного британского юмора.
Очень известной в Лондоне была фирма, основанная Рафаэлем Туком. Он работал вместе со своими тремя сыновьями, поэтому предприятие стало называться Raphael Tuck & Sons. Изначально они торговали картинами и всевозможными принадлежностями для художественного творчества, но вскоре освоили дополнительную нишу: открытки. В основном на них располагались репродукции картин известных (и не очень) художников.
К чести «Тука и сыновей», практически всегда эти произведения были атрибутированы, то есть на открытке указывалось имя автора и название картины. На открытках далеко не всегда размещали поздравительные фразы «С Рождеством!» или «С Новым годом!», но в большинстве случаев сюжет репродукции был связан с тематикой открытки. Например, на рождественских и новогодних размещали зимние пейзажи, на пасхальных — пышные натюрморты или изображения празднично украшенных храмов.
Изготавливались первые открытки в основном способом хромолитографии. В отличие от гравюры, где на бумаге делается оттиск с рельефной формы, в литографии краска переносится на бумагу с плоской поверхности. Хромолитография — это способ литографирования, при котором рисунок получается не однотонным, а многоцветным. Но чтобы изготовить его, для каждого цвета используется отдельная печатная форма! Автолитографией называется оттиск, изготовленный художником самостоятельно, с им же подготовленной формы. В целом же в литографии все оттиски считаются оригиналами и имеют равную художественную ценность — в отличие, например, от живописных копий какого-либо оригинального произведения искусства.
Выпускались и классические массовые рождественские открытки — с изображением елочек, колокольчиков, венков из падуба. Впоследствии фирма стала также выпускать книги; предприятие Рафаэля Тука (уже под управлением его потомков) просуществовало до 1959 года.
Еще одно семейное предприятие, на этот раз американское — «Гувер и сыновья». Они в совершенстве владели техникой хромолитографии, что позволяло им производить удивительно тонкие по исполнению и богатые по цвету открытки. Так же как и Рафаэль Тук, Гувер часто размещал на них репродукции модных картин, но в целом открытки этой фирмы были очень разнообразны: на них были представлены пейзажи, жанровые сцены, изображения военной униформы разных армий мира.
♥ КАТЕГОРИИ ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫХ ОТКРЫТОК ♥
Постепенно начали выделяться разные виды открыток. Они очень условны, и разные коллекционеры предлагают разные варианты деления открыток на категории.
- Поздравительные открытки: новогодние, рождественские, пасхальные и так далее.
- Рекламные, которые обычно выпускались на средства того или иного предприятия и должны были продвигать его продукцию.
- Политические. Они могли изготавливаться перед выборами и представлять кандидатов на правительственные посты, на них могли размещать карикатуры на политических противников.
- Художественные. В основном это открытки, выполняющие образовательную функцию. Например, комплекты открыток, выпускающиеся различными художественными объединениями и представляющие малоизвестных и незаслуженно забытых мастеров.
- Открытки-репродукции.
- Благотворительные открытки, сбор от продажи которых может идти на поддержку детских домов, больниц, инвалидов.
- Патриотические открытки: например, в годы Гражданской войны в России обе стороны выступали с призывами собрать средства на оснащение армий. Также подобные открытки призывали защищать свою родину, не поддаваться на провокации.
- Фотооткрытки, на которых представлены фото городов, известных людей или просто бытовые сценки: скажем, на рождественской открытке размещена фотография семьи, совместно готовящей праздничный ужин или наряжающей елку.
- Деловые, или бизнес-открытки, предназначенные для поздравлений партнеров по работе.
Сами же рождественские открытки часто подразделяют на коммерческие (предназначенные для бизнес-партнеров и рекламного продвижения), благотворительные (покупаешь открытку — и часть твоих денег идет, например, в детский дом или приют для животных), официальные (их рассылают президенты, министры, члены правительств), частные (их использует большинство населения.
Казалось бы, поздравительная открытка — предмет, не имеющий никакого отношения к политике. И все же на ее оформлении всегда сказывались политические события. Например, в ходе Первой и Второй мировых войн появлялись открытки, которые — как обычно — предназначались просто для поздравления с Новым годом или Рождеством, но в то же время представленные на них сюжеты и символы были очень своеобразны.
На немецкой рождественской открытке 1915 года — еловая веточка, на которой укреплены две горящие свечи. Ветку также украшают две ленточки: черно-бело-красная и черно-желтая. Первая из них окрашена в цвета флага Германской империи — в 1915 году он выглядел именно так. Вторая же представляет собой цвета флага Австрийской империи, союзницы Германии в Первой мировой войне. На открытке нет ни звезд, ни ангелочков, ни рождественского вертепа. Ее главная цель — выразить благодарность союзникам.
Еще одна праздничная открытка, выпущенная в 1917 году. На ней изображена выдача писем солдатам. Письма принес человек, одетый в костюм Санта-Клауса, вернее, Вайнахтсмана — именно так в Германии именуется Рождественский дед.
Большое влияние на рождественские (и не только) открытки времен Первой мировой оказала американская компания Hallmark (вернее, тогда еще Hall Brothers), основанная братьями Джойсом и Ролли Холлами. Она существует и сейчас! Еще будучи подростками, братья торговали открытками, в основном европейского производства. Перед самой войной практически все их имущество погибло во время пожара — но Холлы не стали предаваться унынию. Они приобрели типографскую технику и решили начать собственное производство популярного товара. При этом они, как иногда в шутку говорят, превратили открытки в «закрытки»: начали продавать карточки вместе с предлагающимися к ним конвертами. Продажи сразу возросли многократно, так как многие люди все-таки не желали делать написанное ими достоянием общественности, но при этом хотели, чтобы их послание было ярким и красочным. Особенно это было актуально для солдат. Человек, который не знал, суждено ли ему вернуться с войны живым или в ближайшем бою его ожидает смерть, стремился высказать в своих сообщениях с фронта все самое важное и самое личное. И в «открытом письме» это делать не хотелось. Комплекты, состоящие из яркой открытки и оформленного в одном с нею стиле (или просто белого) конверта, Hallmark продает и сегодня.
Очень забавно всегда выглядели открытки, на которых совмещалась традиционная рождественская символика и технические новинки, видимо, впечатлившие художника. Так, в 1909 году в Соединенных Штатах появилась открытка, оформленная Эллен Клапсадль. На ней Санта-Клаус рассыпает подарки, пролетая над городом в корзине дирижабля. В начале ХХ века появились жесткие дирижабли-цеппелины, возможности которых широко обсуждали в обществе — видимо, этим и объясняется появление этого агрегата на рождественской открытке!