История рождественской открытки

История рождественской открытки

♥ ПЕРВЫЕ РОССИЙСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ ♥

В 1893 году в Российской империи была создана Община святой Евгении — благотворительное общество, членами которого были в первую очередь молодые сестры милосердия, выезжавшие для оказания помощи в детские колонии, провинциальные больницы для фабричных рабочих. В Санкт-Петербурге на Старорусской улице для общины был возведен целый комплекс: больница, учебные классы для медицинского персонала, домовая церковь, аптека. Для получения дополнительных средств на содержание всего этого община организовала собственное издательство — считается, что там-то и изготовили в 1898 году самые первые российские рождественские открытки. На них были представлены работы известных художников: Елизаветы Бем, Михаила Виллие, Ильи Репина, Валерия Овсянникова. Всего было разработано десять вариантов оформления открыток к Рождеству и одна пасхальная, каждая — тиражом 10 000 экземпляров.

Успех был грандиозный. Все раскупили мгновенно, и тираж пришлось отпечатывать еще раз. С этого времени начинается расцвет российской открытки: изготавливались рождественские, новогодние, пасхальные, ко дню ангела и просто художественные карточки, которые можно было приурочить практически к любому событию. На открытках типографии Общины святой Евгении размещали портреты представителей императорской фамилии, репродукции картин популярных художников, иллюстрации к сказкам, красивые пейзажи. Были среди них и изготовленные вручную!

♥ ЖУРНАЛ ОБ ОТКРЫТКАХ ♥

В 1904 году по инициативе общины начал издаваться первый российский специализированный журнал об открытках — «Открытое письмо». Он подробно рассказывал историю открыток, изготавливавшихся по заказу Общины святой Евгении, а кроме того, в журнале публиковали статьи и исследования по истории открытых писем. Вместе с журналом подписчики получали эксклюзивные открытки, которые распространялись только в качестве приложения к «Открытому письму».  Но, конечно, одни только благотворительные организации не могли бы удовлетворить растущий спрос.

Открытки отныне выпускали во многих крупных издательствах, также они изготавливались типографиями по заказу земских и городских почтовых отделений. Сюжеты их были очень разнообразны. На рождественских открытках могли представить не только классические зимние пейзажи, наряженные елки или сцены из Священного Писания, но и, например, странниц, остановившихся отдохнуть у дороги посреди ярко освещенного летним солнцем поля.

♥ ХУДОЖНИКИ ОТКРЫТОК — Е.М. БЕМ ♥

Рождество тогда отмечалось более пышно, нежели Новый год, поэтому, если полистать альбомы со старинными открытками, то надписи «С Рождеством Христовым!» будут встречаться чаще, чем «С Новым годом!». Многие художники, оформлявшие новогодние и рождественские открытки, стали особенно популярны и любимы — и производителями открыток, и их покупателями. Как, например, Елизавета Меркурьевна Бем (1843–1914). Она окончила Рисовальную школу при Обществе поощрения художников в Санкт-Петербурге и впоследствии сотрудничала со многими издательствами: иллюстрировала произведения российских классиков, детские книги, работала для журналов «Малютка» и «Игрушечка», создавала эскизы оформления стеклянной посуды. Ее произведения, главными персонажами которых были очаровательные маленькие дети в образах царевен, богатырей, сказочных героев, были очень узнаваемы и пользовались огромным успехом. Художница часто сопровождала иллюстрации поговорками, пословицами, различными назидательными надписями и цитатами, что придавало им некоторое сходство с популярными в России лубками. Хотя подобные приемы использовали и некоторые другие мастера.

Лубок — особый вид графики, для которого характерны простые и доступные образы с поясняющими подписями. В большинстве случаев лубки исполнялись в технике ксилографии (оттисков с гравюры на дереве) или литографии, дополнялись раскрашиванием от руки. Название происходит от слова «луб» — «доска». Лубки могли быть очень разными по содержанию: от религиозных (с житиями святых) до исторических, а также «потешных», или «балагурных». Многие русские открытки конца XIX — начала ХХ века роднит с лубками наличие нравоучительных, юмористических или поясняющих надписей.

Открытки, созданные при Общине святой Евгении, всегда можно было узнать по эмблеме, расположенной с обратной стороны, где было место для наклеивания марки, написания адреса и собственно сообщения. Она представляла собой алый крест, увенчанный короной, с надписью «В пользу Общины святой Евгении». Надписи на оборотной стороне были на двух языках: «Открытое
письмо» и Carte postale, то есть «почтовая карточка». Каждая из оформленных Елизаветой Бем открыток — это не просто симпатичная картинка, предназначенная для поздравления родных и друзей, это сюжет, история, характер. На многих открытках — пожелания, иногда стихотворные: «Курица Федорка да петух Егорка с праздничком поздравляют, счастья желают!» или «Везу счастье на Новый год! Кому мало, кому до отвала, а вам — больше всех!»

♥ ХУДОЖНИКИ ОТКРЫТОК — В.А. ТАБУРИН ♥

Множество российских открыток на рубеже XIX–XX веков оформил Владимир Амосович Табурин (1864–1919) — известный журналист, писатель и фоторепортер. Он обладал собственным ярким стилем (желающие могут ознакомиться с его иллюстрациями к произведениям А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, А. П. Чехова, Н. В. Гоголя), но в то же время иногда подражал признанным мастерам в области «открыточного дела» — в том числе и Елизавете Бем. Например, в начале Первой мировой войны Табурин создал серию открыток, на которых солдаты, командиры, сестры милосердия были представлены в образах румяных детей. Открытки вызвали неоднозначную реакцию — мол, «переборщил художник, война не детское дело!», но все же многие сразу прочитали в этих карточках основную идею мастера: война отвратительна не только в сравнении с чистым миром ребенка, она нелепа и ужасна просто в силу факта своего существования. И детские образы еще более подчеркивали эту нелепость и ужас. Такие открытки нередко отправлялись по праздникам к линии фронта.

В 1917 году художник выпустил серию открыток-карикатур «дети-политики», на которых представители самых известных политических партий также были представлены «в коротких штанишках». Создавал он и открытки во вполне классическом духе — например, рождественские, в соответствии с канонами Священного Писания.

♥ ХУДОЖНИКИ ОТКРЫТОК — И.Я. БИЛИБИН ♥

Множество открыток — новогодних, рождественских и других — было оформлено признанными мастерами сказочного сюжета — Иваном Яковлевичем Билибиным (1876–1942) и Борисом Васильевичем Зворыкиным (1872–1942). Оба они были широко известны: Билибин — как создатель театральных костюмов и декораций  иллюстратор сказок и былин, карикатурист, популяризатор древнерусского искусства. Зворыкин вошел в историю также как иллюстратор детских сказок, но при этом он занимался еще монументальной живописью (например, участвовал в оформлении Феодоровского собора в Царском Селе), создавал политические плакаты и писал иконы. Блестяще владея строгой академической техникой живописи, оба художника легко играли со стилями: они могли создавать иллюстрации, в которых угадывались то мотивы народной вышивки, то традиции лубка, то линии белокаменной древнерусской резьбы. В их творчестве отразился модный тогда русский стиль. Он проявлялся в архитектуре, интерьере, декоративно-прикладном искусстве: здания стилизовались под сказочные русские теремки, предметы мебели напоминали творения сельских умельцев.

На поздравительных открытках работы Б. В. Зворыкина — окаймленные сказочным орнаментом фотографически точные изображения древних российских монастырей, храмов, крепостей. Иногда художник мог пошутить — и тогда на его поздравительных открытках появлялись, например, дворники и городовые, которые что-то празднуют явно уже не первый день.

Открытки Ивана Билибина тоже очень ярки и декоративны. Орнамент на них — не просто средство дополнительного украшения, а часть композиции. Конечно, оформлением новогодних и рождественских открыток занимались не только известные художники — но история сохранила далеко не все имена.

В конце XIX столетия открытки в Российской империи изготавливались в таких количествах, что каждый мог найти что-то на свой вкус и кошелек. Ценители высокого искусства приобретали карточки с репродукциями картин Валентина Серова, Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, Николая Рериха. Любители путешествий (или, наоборот, те, кто не имел возможности отправиться в турне) предпочитали виды городов и фотографии достопримечательностей. Непритязательная или просто небогатая публика покупала дешевенькие открытки с котятами, букетиками, птичками.