Новогодние традиции история

Новогодние традиции история

♥ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБЫЧАИ ♥

Новый год и Рождество — праздники, которые уже много сотен лет отмечают во всем мире. За это время они обросли множеством традиций, поверий и примет. И, конечно же, все это нашло свое отражение на новогодних и рождественских сюжетах.

Над вечерней деревней в небе ярко сияют звезды. Потрескивают от мороза ветки деревьев, хрустит под ногами искрящийся белый снег. Где-то вдали раздается громкое разноголосое пение, загораются огоньки в окнах избушек, хлопают открывающиеся двери. «Коляда, Коляда! Накануне Рождества пряники сдобненьки, калачи мягеньки! Подавай Бог тому, кто живет в этом дому! Коляда, Коляда, нам подайте пирога, или денег пятачок, или хлеба ломоток! Сеем, веем, посеваем, ячменем посыпаем! Рождество пришло, всем достаток принесло!

Новогодние традиции история
новогодние наборы с елочными шарами Метелица

Целая толпа — кто в привычных полушубках и шапках, кто в самых невообразимых костюмах — ходит по деревне, стучась в окна и двери и распевая колядки — особые святочные песенки. Мешок, который они тащат с собой, постепенно наполняется дарами — в основном съедобными. Хозяева домов, улыбаясь, выслушивают все добрые пожелания, которые старательно выпевают колядующие — не всегда стройно, но всегда душевно.

♥ СВЯТКИ ♥

Святками в славянских государствах принято называть дни от Рождества до Крещения. Когда христианство начало распространяться по миру, церковь призывала в эти дни посвящать больше времени религиозным размышлениям, отказаться от таинства заключения брака и многих других обрядов. Но, как это часто бывает, к новым традициям примешались старые — языческие. Гадания и ряженье, игры на свежем воздухе, веселые песни, призывающие благополучие и плодородие. По одной из версий, Коляда — имя древнего языческого бога, покровителя годового цикла, обновления природы. И когда стало понятно, что полностью искоренить языческий дух не удастся, церковь перестала бороться с народными святочными обычаями. Правда, в песнях рекомендовалось восхвалять Иисуса, а от гадания, ряженья, «личин» (масок) и очень уж разнузданных выходок — отказаться. И на многих старинных российских открытках можно увидеть разнообразные святочные сюжеты: девушек, гадающих на суженого, веселящуюся молодежь в вывернутых наизнанку тулупах и самодельных масках. Считалось, что во время Святок разнообразные злые силы пытаются испортить людям радость, принесенную вестью о рождении Христа. Но их можно отпугнуть страшными масками и веселым пением. С собой колядующие обычно носили вырезанную из доски или сделанную из папье-маше звезду на длинной рукояти, украшенную росписью, мишурой, стекляшками — в меру сил и возможностей. С одной стороны, это символ Вифлеемской звезды, с другой — память о языческих обычаях, символ солнца, напоминание о том, что «год повернул на весну».

Новогодние традиции история
реализация новогоднего проекта — корпоративные подарочные шары 12 месяцев

Обязательная часть колядования — пожелания хозяевам. И Новый год, и Рождество — праздники, связанные с обновлением, с подведением итогов. И не зря издавна считается, что добрые пожелания, высказанные в эти дни, обязательно сбудутся! Праздник — время для развлечений, веселья, встреч с друзьями. И развлечения в России были такими же, как во многих странах Европы: катание на санях, на коньках, игра в снежки.

♥ НОВЫЕ СТИЛИ В ИСКУССТВЕ ♥

Конец XIX — начало ХХ века — не просто рубеж двух веков. Время невероятно ускоряется, появляются все новые и новые изобретения, ритм жизни становится совершенно иным, чем, скажем, шестьдесят — семьдесят лет назад. Появляются новые стили в искусстве. И все это нашло свое отражение на новогодних сюжетах. Когда художники, архитекторы, мастера интерьера используют в своем творчестве приемы и приметы прошлого, это принято называть историзмом. В течение всего XIX и начала ХХ века у нас время от времени входили в моду приметы русского, а также русско-византийского стиля. Это было то подражание белокаменным постройкам древних Владимира и Суздаля, то яркие, похожие на сказочные теремки башенки частных особняков и храмов, то кружевная резная отделка тяжелой деревянной мебели. Художники Иван Билибин, Борис Зворыкин — очень любили использовать декоративные приемы русского стиля в своем творчестве.

Новогодние традиции история
интерьерный шар по мотивам картины Николая Рериха «И мы несем свет»

На рубеже двух столетий появляется еще один стиль — загадочный и своеобразный модерн, проявивший себя во всем: в архитектуре, в моде, в оформлении интерьеров и, конечно же, в декоративно-прикладном искусстве. Модерн — это плавные текучие линии, несимметричная композиция, необычные формы. В орнаментах модерна встречается все то, что было, во-первых, необычно и экзотично, а во-вторых, навевало ощущение тайны, загадки, потусторонности. Изображения сов и павлинов, летучих мышей и фантастических химер, орхидеи, лианы. И открытки в стиле модерн встречались и в России, и в Европе достаточно часто.

Во второй половине XIX века на мировой арене активно заявила о себе Япония, которая много веков подряд была очень обособленным и замкнутым государством. Вполне естественно, что традиции, обычаи и история этой маленькой страны с богатейшей древней культурой заинтересовали европейцев. И когда в искусстве начал развиваться стиль модерн, он взял очень многое от восточной, в том числе и японской, традиции изобразительного искусства. Декоративность, условность, сложный орнамент, символизм — все это отвечало требованиям модерна. Ничего удивительного нет в том, что произведения восточных художников становятся известны в Европе и приобретают большую популярность. В частности, их репродукции размещают на открытках.

 

Новогодние традиции история
интерьерные шары Метелица в восточной стилистике

Хороший пример — художник и гравер Косон Охара (1877–1945, настоящее имя — Матао Охара). Он был известен у себя на родине как мастер укиё-э. Примерно это можно перевести как «образы меняющегося мира». На гравюрах укиё-э можно было увидеть картинки повседневной жизни, как будто выхваченные художником из потока времени: разговор двух женщин, плывущие над склонами гор облака, едва тронутые ветром цветы и листья. Постепенно Косон Охара перешел от гравюры к живописи, сосредоточившись на изображениях птиц и цветов. Его работы отличались не только тонкостью и красотой цвета, но и удивительно точной передачей внешности и повадок: вот застыл над водной поверхностью зимородок, высматривая плывущих на мелководье рыбок; вот суетливо прыгают по веткам синицы и воробьи, а вот подобно скульптуре застыла на одной ноге цапля. Работы японского мастера часто размещались в виде репродукций на поздравительных открытках в Америке и Европе и пользовались заслуженной популярностью.