История появления Деда Мороза

История появления Деда Мороза

♥ ТРАНСФОРМАЦИЯ САНТА-КЛАУСА В ДЕДА МОРОЗА ♥

Изображения Санта-Клауса с наступлением ХХ века изменились. В прошлом были популярны сюжеты, где
Санта разбрасывал подарки из корзины дирижабля. Техническое развитие не стояло на месте, и вскоре появились открытки, на которых добрый рождественский волшебник летел на биплане или даже ехал на вполне современном для того времени автомобиле. Впрочем, традиционные изображения Санта-Клауса, восседающего на запряженных оленями санях, тоже не утрачивали популярности.

Образ Санта-Клауса как дарителя рождественских подарков появился благодаря истории о святом Николае, который однажды подбросил монеты в дом бедняка — отца трех дочерей. В ранних вариантах легенды не говорилось, каким именно образом он это сделал — подбросил, да и все. Но в Европе в Средние века история обросла новыми подробностями: мол, святой бросал золотые монетки в дымоход, а они попали в чулки, которые девушки развесили для просушки у очага. Так и возникла постепенно традиция развешивать у камина специальные рождественские чулки, которые в день праздника заполнялись подарками. Конечно, их изготавливали специально для этой цели: покрасивее, поярче (чаще всего они были красно-белые) — и  побольше, побольше! Потому как много ли подарков войдет, например, в детский чулок? Ну а почему Санта-Клаус, чтобы разложить подарки, проникает в дом через трубу?

У этого представления — долгая и сложная история. Люди в древности считали, что дом и все, что в нем находится, — под защитой добрых духов, хранителей очага. А вот снаружи нас может ожидать любая опасность. Дымоход же — это своеобразный мостик между двумя мирами, и через него в жилище могут проникнуть как неприятные гости (ведьмы и прочие), так и добрые. Ну а так как легенда о Санта-Клаусе была связана именно с очагом, у которого люди обычно сушили свои вещи, то постепенно возникло представление о том, что рождественский даритель не просто подкидывает подарки через трубу, а проникает через нее сам и аккуратно раскладывает дары: либо в специально предназначенные для этого рождественские чулки, либо под елкой. И на многих старинных открытках мы можем увидеть Санта-Клауса, сосредоточенно лезущего в дымоход или собирающегося спускаться в печную трубу на крыше. Популярны были также сюжеты, в которых Санта самостоятельно изготавливает рождественские подарки, ловко пользуясь рубанком, пилой, портновскими и другими инструментами!

Кстати, пробраться в дом через печь или камин Санта-Клаусу было не так-то просто, потому как там в это время могло тлеть так называемое рождественское, или святочное, полено. Во многих странах Европы существовал обычай: в лесу выбирали старое толстое дерево (англичане, например, часто делали это сразу после прошедшего Рождества, и дерево у них ожидал своего часа почти год). Его спиливали, очищали от веток и со всеми почестями везли домой. Иногда будущее рождественское полено украшали еще на пути из леса! Затем глава семьи вносил его в дом. Полено поливали вином и медом, посыпали зерном и пряностями, а затем укладывали в очаг и поджигали. В идеале полено должно было тлеть двенадцать дней и ночей (или от Рождества до Нового года). Золе от сгоревшего рождественского полена приписывались магические свойства: ее рассыпали вокруг дома для защиты домочадцев от всех болезней, ее понемногу добавляли в напитки и блюда (с той же целью), носили на шее в маленьком мешочке как оберег. Угольки от сгоревшего полена бережно хранили до следующих зимних праздников, и, когда приносили в дом и поджигали новое полено, посыпали его угольками от старого, чтобы счастье и достаток никуда не ушли из дома. Трудно сказать, где истоки этого обычая — скорее всего, еще во временах языческих. Сейчас, конечно, далеко не все могут себе позволить иметь камин, в котором можно сжечь огромное полено. И часто его заменяют самой большой, красивой и толстой рождественской свечой, которую только удалось найти. А любители вкусненького пекут десерт, который так и называется — «рождественское полено».

Большой вклад в создание образа Санта-Клауса сделал американский писатель Вашингтон Ирвинг (1783 — 1859). В его «Истории Нью-Йорка, рассказанной Дидрихом Никербокером » присутствует образ прототипа Санты, пробирающегося в дома через дымоход.

История появления Деда Мороза