♥ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ОТКРЫТКА ♥
В числе крупных производителей открыток в конце XIX — начале ХХ века можно назвать издательство «Контрагенство А. С. Суворина и Ко». Например, там изготавливали видовые открытки с изображением архитектурных достопримечательностей, красивых пейзажей, городских видов. С суворинским предприятием соперничало издательство «Ришар», получившее широкую известность благодаря портретам знаменитых актеров, репродукциям картин Эрмитажа и Третьяковской галереи. Также «Ришар» выпустил очень красивую серию открыток к двухсотлетию Санкт-Петербурга в 1903 году. Еще одно крупное предприятие — фотоателье К. А. Фишера, располагавшееся на Кузнецком мосту в Москве. Там также можно было приобрести открытки с видами старинных русских городов, репродукции картин, фотопортреты знаменитостей.
Для оформления использовалось тиснение, сусальная позолота, перфорация (сохранились старинные открытки, украшенные по краям картонным кружевом). Многие открытки, изготовленные промышленным способом, доводились до ума вручную: например, раскрашивалось черно-белое фото. Лица становились более живыми и румяными, елка — зеленой, а платья дам — разноцветными.
Чаще всего на дореволюционных российских рождественских открытках изображались сцены из библейских преданий либо ангелы со свечами, еловыми веточками, гирляндами. Эти открытки могли быть рисованными либо фотографическими — в последнем случае в роли ангелов выступали маленькие дети, одетые в ангельские костюмчики. Такие открытки часто продавали в фотоателье — и изготавливались они там же.
Новогодние и рождественские открытки умело играли на чувствах покупателя. Изображения трогательных малышей, восторженно рассматривающих елку, дружных семей, распаковывающих подарки, — все это создавало атмосферу праздника задолго до его наступления. Огромное количество сюжетов для оформления открыток было связано с разнообразной праздничной атрибутикой: горящие свечи, елочные украшения, уютные заснеженные домики с освещенными окошками, за которыми виднеется накрытый стол. Популярны были и пейзажные открытки, на которых присутствовала, пусть и неявная, рождественская символика: например, олени на опушке заснеженного леса, взгляды которых прикованы к появившейся над горизонтом звезде. На рождественских открытках изображали катающихся на коньках детей и взрослых, летящие по снежной дороге лихие тройки, игру в снежки.
Редко, но бывало так, что на открытке располагали поздравление сразу с двумя праздниками: Новым годом и Рождеством. Особая история — написание поздравлений и рассылка открыток. Ведь нужно было не только вспомнить всех, кого следует поздравить, но и соблюсти правила этикета. Конечно, между своими людьми особых церемоний не было. Но, отправляя открытку старшим родственникам или начальству, нужно было быть очень осторожными.